История     Название     Культура     Место     Досуг  


У староверов в деревне Пласкинино был свой молебный дом. В праздничные дни устраивались Ярмарки с мануфактурой и гжельскими поделками.

Старообрядцы Рогожского или Белокриницкого согласия (белокриничники). Это православная старообрядческая церковь, имеющая 3 Престола:
  — Димитрия Солунского (празднуется 8 ноября по новому стилю);
  — Илии Пророка (2 августа по новому стилю);
  — Преполовение (приходится на половину «Пятидесятницы» — пятидесяти дней, начинающихся от Пасхи и кончающихся Троициным днем).

Русская Православная Старообрядческая Церковь (МИТРОПОЛИЯ) включает в себя 152 общины и три монастыря:
  — Николо-Улейминский, Угличский район Ярославской области;
  — в Молдове, село Куничи Каменского района;
  — Никольский, село Белая Криница Глыбокского района Черновицкой области.

Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название — Австрийское согласие. В России белокриничники создали свой центр при Рогожском кладбище (г. Москва). Ныне эта Церковь — наиболее крупное и организованное старообрядческое направление. Епархии и общины имеются в Московской области и Москве, Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири, в некоторых областях Украины и в Молдове, в Кировской области, Татарстане.

Глава Церкви — Корнилий (Титов), Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Адрес Митрополии: 109052, Россия, г. Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29; телефоны: (495) 361-51-96, (495) 361-00-34.

Старообрядчество объединяет приверженцев «старой веры», не принявших церковных реформ, проведенных во II пол. XVII в. патриархом Никоном. В настоящее время существует более десяти старообрядческих церквей, толков и согласий.

Как известно, традиции, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, являются наиболее консервативными и живучими. То, что для человека, пусть даже и живущего в начале XXI столетия, является потусторонним и непонятным, вызывает особый трепет. Подобная обрядность может сохраняться не только в относительно глухих и далёких от «цивилизации» районах, но и в непосредственной близости от крупных городов, в том числе и Москвы. Примером может служить современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев двух исторически сложившихся локусов — Гуслиц и Гжели, — находящихся в пределах 50-100 км от столицы. Под Гжелью принято пони­мать куст селений, располагавшихся, как уже отмечалось, в приграничных районах двух уез­дов. К ним относятся сёла: Карпово, Игнатьево, Гжель, Речицы; деревни: Новохаритоново, Турыгино, Меткомелино, Володино, Бахтеево, Аринино, Антоново, Кузяево, Фрязино, Каширово, Коняшино, Фенино, Глебово, Жирово, Минино. Прежде значительную часть населения Гжели составляли старообрядцы-неокружники. В гжельские деревни не входило Пласкинино, старообрядческая деревня, сохранившая доныне значительную часть своей самобытной культуры. Она находится рядом с Гжелью и всегда была тесно связана с последней, в том числе и брачными связями местных староверов.

Если раньше начётчик либо уставщик должен был быть человеком с безупречной репутацией, а женщина-начётчица обязательно сохраняла девство, то ныне ситуация в корне изменилась. Раньше в каждой деревне были свои «молящие», которые выполняли все необходимые обряды в случае похорон, поминок и т.п. Ныне же, в результате постепенного ухода из жизни большинства из них, в ряде деревень некоторые читалки приглашаются на похороны и поминки в соседние деревни.

В Пласкинино раньше Псалтырь читали непрерывно, по очереди, 3-4 человека, а сейчас один сколько сможет. Поминают не обязательно в том помещении, где стоит гроб с покойником. Если же приходится устраивать помин именно в нём, то лицо усопшего закрывают. Литии молятся перед домом и на кладбище. Гроб с покойным несут на полотенцах. Крест и камень появлялись на могиле не сразу, а по прошествии 40 дней. «Зачем душу камушком закрывать?! Она 40 дней по земле ходит», — говорит местная жительница. Когда на 40 дней родственники собираются на поминки, около полуночи лампадка перед иконой обязательно начинает качаться. Это означает, что душа пришла попрощаться с родными. После похорон все возвращаются в дом, где уже накрыт поминальный стол. Поминки устраиваются вечером накануне похорон (только для близких родственников), на третий день (как правило, в день похорон), на 9 дней, на сороковины, в годовщину. На поминальный стол подают в строгой последовательности: кутью, щи, гороховый суп (невероятно вкусные и наваристые, с курицей, рыбой или грибами в зависимости от дня), компот, кисель (густой, с изюмом) и обязательно мёд. Были и фрукты (никогда не слышал ограничений по фруктам). Всё это едят из общих тарелок. За столом поют «Святый Боже». Когда хоронили прабабушку, то вино ни в каком виде на поминальный стол не выставлялось. После похорон перед поминками в обязательном порядке все моют руки, а желающие выпивают стопку водки. Не знаю, насколько распространена эта традиция в других семьях, но у нас всегда было именно так (это очень хорошая традиция, так как на подобных мероприятиях, бывало, люди после 5-й стопки забывали, зачем пришли, и начинали петь светские песни и бормотать не по делу).

Некоторые материалы заимствованы из следующих источников:
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Официальный сайт Московского Патриарха
Современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев Часть 1, Часть 2
wikimapia.org



Уважаемые посетители!
Сайт plaskinino.ru находится в разработке.

Если у вас есть какая-либо информация об истории деревни Пласкинино и судьбах её жителей, пожалуйста, высылайте материалы по адресу 123@plaskinino.ru, если не жалко ;)
© 2010 Пласкинино.   123@plaskinino.ru   Сообщество деревни Пласкинино plaskininoИ  Н  К  М  Д  

Plaskinino.ru не является средством массовой информации. На сайте использованы материалы из различных источников информации с небольшим изменением текста и ссылками на оригиналы, а так же воспоминания родных и близких. Пожалуйста, сообщайте о любых исторических или грамматических ошибках.