![]() Старообрядцы Рогожского или Белокриницкого согласия (белокриничники). Это православная старообрядческая церковь, имеющая 3 Престола: Димитрия Солунского (празднуется 8 ноября по новому стилю); Илии Пророка (2 августа по новому стилю); Преполовение (приходится на половину «Пятидесятницы» пятидесяти дней, начинающихся от Пасхи и кончающихся Троициным днем). Русская Православная Старообрядческая Церковь (МИТРОПОЛИЯ) включает в себя 152 общины и три монастыря: Николо-Улейминский, Угличский район Ярославской области; в Молдове, село Куничи Каменского района; Никольский, село Белая Криница Глыбокского района Черновицкой области. Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название Австрийское согласие. В России белокриничники создали свой центр при Рогожском кладбище (г. Москва). Ныне эта Церковь наиболее крупное и организованное старообрядческое направление. Епархии и общины имеются в Московской области и Москве, Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири, в некоторых областях Украины и в Молдове, в Кировской области, Татарстане. Глава Церкви Корнилий (Титов), Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Адрес Митрополии: 109052, Россия, г. Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29; телефоны: (495) 361-51-96, (495) 361-00-34. Старообрядчество объединяет приверженцев «старой веры», не принявших церковных реформ, проведенных во II пол. XVII в. патриархом Никоном. В настоящее время существует более десяти старообрядческих церквей, толков и согласий. Как известно, традиции, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, являются наиболее консервативными и живучими. То, что для человека, пусть даже и живущего в начале XXI столетия, является потусторонним и непонятным, вызывает особый трепет. Подобная обрядность может сохраняться не только в относительно глухих и далёких от «цивилизации» районах, но и в непосредственной близости от крупных городов, в том числе и Москвы. Примером может служить современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев двух исторически сложившихся локусов Гуслиц и Гжели, находящихся в пределах 50-100 км от столицы. Под Гжелью принято понимать куст селений, располагавшихся, как уже отмечалось, в приграничных районах двух уездов. К ним относятся сёла: Карпово, Игнатьево, Гжель, Речицы; деревни: Новохаритоново, Турыгино, Меткомелино, Володино, Бахтеево, Аринино, Антоново, Кузяево, Фрязино, Каширово, Коняшино, Фенино, Глебово, Жирово, Минино. Прежде значительную часть населения Гжели составляли старообрядцы-неокружники. В гжельские деревни не входило Пласкинино, старообрядческая деревня, сохранившая доныне значительную часть своей самобытной культуры. Она находится рядом с Гжелью и всегда была тесно связана с последней, в том числе и брачными связями местных староверов. Если раньше начётчик либо уставщик должен был быть человеком с безупречной репутацией, а женщина-начётчица обязательно сохраняла девство, то ныне ситуация в корне изменилась. Раньше в каждой деревне были свои «молящие», которые выполняли все необходимые обряды в случае похорон, поминок и т.п. Ныне же, в результате постепенного ухода из жизни большинства из них, в ряде деревень некоторые читалки приглашаются на похороны и поминки в соседние деревни. В Пласкинино раньше Псалтырь читали непрерывно, по очереди, 3-4 человека, а сейчас один сколько сможет. Поминают не обязательно в том помещении, где стоит гроб с покойником. Если же приходится устраивать помин именно в нём, то лицо усопшего закрывают. Литии молятся перед домом и на кладбище. Гроб с покойным несут на полотенцах. Крест и камень появлялись на могиле не сразу, а по прошествии 40 дней. «Зачем душу камушком закрывать?! Она 40 дней по земле ходит», говорит местная жительница. Когда на 40 дней родственники собираются на поминки, около полуночи лампадка перед иконой обязательно начинает качаться. Это означает, что душа пришла попрощаться с родными. После похорон все возвращаются в дом, где уже накрыт поминальный стол. Поминки устраиваются вечером накануне похорон (только для близких родственников), на третий день (как правило, в день похорон), на 9 дней, на сороковины, в годовщину. На поминальный стол подают в строгой последовательности: кутью, щи, гороховый суп (невероятно вкусные и наваристые, с курицей, рыбой или грибами в зависимости от дня), компот, кисель (густой, с изюмом) и обязательно мёд. Были и фрукты (никогда не слышал ограничений по фруктам). Всё это едят из общих тарелок. За столом поют «Святый Боже». Когда хоронили прабабушку, то вино ни в каком виде на поминальный стол не выставлялось. После похорон перед поминками в обязательном порядке все моют руки, а желающие выпивают стопку водки. Не знаю, насколько распространена эта традиция в других семьях, но у нас всегда было именно так (это очень хорошая традиция, так как на подобных мероприятиях, бывало, люди после 5-й стопки забывали, зачем пришли, и начинали петь светские песни и бормотать не по делу). Некоторые материалы заимствованы из следующих источников: Русская Православная Старообрядческая Церковь Официальный сайт Московского Патриарха Современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев Часть 1, Часть 2 wikimapia.org Уважаемые посетители! Сайт plaskinino.ru находится в разработке. Если у вас есть какая-либо информация об истории деревни Пласкинино и судьбах её жителей, пожалуйста, высылайте материалы по адресу 123@plaskinino.ru, если не жалко ;) |
|||||||
© 2010 Пласкинино. 123@plaskinino.ru ![]() ![]() Plaskinino.ru не является средством массовой информации. На сайте использованы материалы из различных источников информации с небольшим изменением текста и ссылками на оригиналы, а так же воспоминания родных и близких. Пожалуйста, сообщайте о любых исторических или грамматических ошибках. |